Воскресенье, 19.05.2024, 22:59
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS


Сайт Арефьевой Татьяны Владимировны
 
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 103
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кабинет

Главная » Файлы » Воспитатели

Диагностирование, как один из методов работы педагогов
07.02.2012, 23:58
       Педагогическая диагностика- система действий по изучению, анализу педагогического процесса, определению и анализу результатов обучения.
Иначе говоря, с помощью диагностических методик педагог получает данные о состоянии педагогического процесса, качестве обучения и воспитания, обученности и воспитанности школьников, обрабатывает эти данные, анализирует и оценивает их, корректирует и прогнозирует развитие педагогического процесса и учащихся.

          Диагностика результатов развития личности является главным содержанием деятельности по определению эффективности воспитательного процесса
В ходе диагностики необходимо определить наиболее эффективные средства организации воспитательного процесса.
Оценочно-результативный компонент воспитательной деятельности в конкретном учебном заведении должен обладать идентичными, особенными и общими чертами.
Диагностический материал не должен быть громоздким, но должен обладать надежностью.
Необходима максимальная включенность педагогов в диагностический процесс

        Педагогическую диагностику следует отличать от психологической и от научного исследования, хотя между ними много общего. Педагогическая диагностика, направленная на изучение процесса обучения и воспитания, имеет целью отслеживать результаты воспитания и корректировать его, она важна не сама по себе, а как обратная связь в педагогической системе, для более оптимальной организации педагогического процесса.

          Педагогическая диагностика имеет предметом три области: результаты обучения в виде оценки знаний, академические достижения учащихся; результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся; результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности. Последнее сближает ее с психодиагностикой.

       В технологическом цикле работы воспитателя предметом его анализа являются главным образом социально-нравственные качества учеников класса. Чтобы вести воспитательную работу, воспитатель должен хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании.

        Содержание диагностики класса можно свести к следующему: данные о здоровье и физическом развитии ребенка, общие познавательные способности и особые (внимание, память, воображение, мышление), эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера личности, направленность личности, интересы, отношения, ценности, Я-концепция.

        Наиболее приемлемые для практического использования методы диагностики:
1.    Наблюдение более всего доступно педагогу и дает много сведений об учащихся, однако профессиональное наблюдение должно быть методически грамотно. Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует, чтобы была выделена цель и объект наблюдения - какие именно качества и особенности хотят изучать ( одновременно их должно быть немного).
На уроках, переменах, в играх, во внеклассной работе можно наблюдать, как дети относятся к общественным обязанностям, к своим и чужим успехам и неудачам, честны ли они, развиты ли у них чувства товарищества, коллективизма. Дети высказывают свои суждения о жизни коллектива, по поводу прочитанного, делятся наблюдениями за отношениями в группе, оценивают поступки друг друга. Все это дает возможность педагогу составить представление о том, какие нравственные нормы дети усвоили и поступают ли в соответствии с ними, какие ошибки и неточности встречаются в их знаниях. Анализ фактов поможет определить характер взаимоотношений детей, типичные поступки и в связи с этим наметить тему беседы.

      Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях, что ценно. Но этому методу доступны только внешние проявления поведения, по нему нельзя судить о мотивах поступков.
      2. Анкеты и другие опросные методы могут давать разные данные о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов). Составление анкеты - непростое дело и требует определения состава качеств, сведений, которые педагог хочет получить. Затем нужно ставить однозначно понимаемые и понятные вопросы, которых не должно быть очень много.
Учащимся не сообщается, что эта анкета служит для измерения уровня воспитанности. Педа-
гог говорит, что каждый человек стремиться всегда достичь лучших результатов в учебе, работе, в отношениях с людьми, жизни, а потому всегда приходится задумываться над тем, как это сделать. Предлагаемая анкета поможет вам сориентироваться в этом.
          Оценка проводится по пятибалльной шкале. Отметка «5» ставится тогда, когда отношение или качество личности, отмеченное в анкете, имеет место всегда. «4» ставится тогда, когда отношение или качество проявляется часто, но не всегда. Отметка «3» в том случае, если указанное отношение проявляется редко, отметка «2», если оно не проявляется никогда. Отметка «1» не используется
          Анкета позволяет собрать быстро и много сведений и легко их обработать, однако ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние.
           Для проведения мониторинга уровня воспитанности учащихся анкеты должны сохраняться за весь период обучения.
Низко оцениваемые критерии дают возможность педагогу увидеть направленя в работе, требующие дополнительного внимания.
3.  Беседа, более гибкий способ опроса, может быть стандартизованной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в последовательности, что легче обрабатывать. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, но требует известного навыка. Лучше ставить непрямые вопросы и конкретные, на которые можно получить развернутые ответы, надо создать доверительную обстановку и т.д.
4 Социометрию используют как для выявления межличностных отношений в группе, так и для обнаружения личностных качеств
5Проективные методики- методика незаконченного предложения, рассказа, истории; истолкование какого-либо события, ситуации; рисование или дополнение рисунка, разыгрывание ситуации.

      Проведение диагностических процедур в школе должно осуществляться по плану и систематически
Сегодня актуально диагностировать показатели воспитанности обучаемых на таких образовательных этапах, как начало и конец учебного года.

    Диагностика должна выявлять как "актуальный уровень развития", так и "зону ближайшею развития". Следовательно, диагностика направлена на выявление двух уровней. "Уровень актуального развития" -это достигнутый уровень развития ребенка на "сегодняшний день". "Зона ближайшего развития" представляет уровень возможных достижений ребенка в содействии со взрослыми .

        В ходе изучения и диагностирования  педагог получает возможность приблизиться к ребенку, всмотреться и увидеть непрерывное развитие личности в целом .
       Осуществляя изучение ребенка, педагог ликвидирует из педагогического процесса "слепую деятельность"  
Хорошо изучив ребенка, возможно педагогически целесообразно воздействовать на него
Перед педагогом встает необходимость самостоятельно получить недостающие знания о личности конкретного ребенка .
Информация, полученная в процессе изучения, позволяет определить возрастную характеристику уровня развития личности .
Таким образом, в этот же период одновременно с диагностированием проходит и активное изучение ребенка.

       Под педагогической диагностикой подразумевается последовательный сбор такой информации, которая при объективной ее интерпретации позволила бы наметить и осуществить программу коррекционно-педагогических мер .
      Диагностирование помогает обнаруживать проблемы и ставить задачи по следующему алгоритму:
      1. Выявить типичные характеристики, показатели воспитанности по отдельным параметрам и оценить их по соответствию нравственным и другим нормам.
      2. Обнаружить связь между разными параметрами для понимания причин отклонения. Например, связь между мотивами учения и успеваемостью.
      3. Сформулировать собственно педагогические задачи. Например, развивать навыки общения, уважение к себе и другим; формировать интерес к познавательной работе, учению.
      Формулировать задачи можно и на основе общих целей и содержания воспитания, конкретизируя их, принимая во внимание данные диагностики,
       Мониторинг качества воспитания- это система сбора, анализа, отслеживания, коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития воспитательного процесса, действенности форм, способов, приемов воспитательного воздействия.
         Изучение воспитанности школьников осуществляется с учетом их возрастных особенностей.
Мониторинг проводится в нашем интернате по следующим направлениям: здоровье, эмоциональное здоровье, навыки коммуникативного общения, трудовое  воспитание, мотивационно- потребностные установки личности,иждивенчекие настроения, основы социализации, безопасность.

         Рассмотрим  график  «Навыки коммуникативного общения»
          Здесь представлен сводный график по всем классам с выведением средней величины по школе.
Как видно по результатам диагностирования дети владеют невербальными средствами общения и навыками речевого общения на довольно низком уровне. Дети в начальной школе заметно меньше владеют навыками речевого общения, особенно 1-классники. 4 класс  на низком уровне владеет способностью понимать, адекватно отвечать на замечания, возражения по сравнению с детьми более старшего возраста., то есть  многие дети в классе не умеют регулировать свою речь, сдерживать эмоции.В старших классах ситуация кардинально меняется в сторону улучшения.

        « Готовность к труду». На представленном графике четко прослеживается  положительная   динамика в освоении трудовыми навыками в зависимости от возраста детей. Чем старше дети, тем выше  уровень сформированности практических умений у воспитанников. А вот знаниями о профессиях дети даже старшего звена владеют только на среднем уровне, А уж планировать варианты своего будущего могут  , к сожалению, ниже среднего уровня. Значение труда в жизни дети осознают от 65% до 85% -в старших классах. Здесь особо выделяется выпускной класс.Так же и академическими знаниями дети овладеют наиболее полно к 8 классу.

            «Основы социализации и межличностного общения»-  уровень самооценки детей- кривая наглядно показывает как с возрастом изменяется самооценка.  Осознание своего «я» в наибольшего апогея достигает к 8 классу. Личную жизнь способны организовывать до 80% старшеклассников. Дети в начальной школе к этому совершенно еще не готовы, что и видно на примере этого графика. Характер поведения и взаимодействия, общения в группе во всех классах примерно на среднем или чуть ниже среднего уровня, опять же в зависимости от возраста воспитанников. Дети испытывают потребность в соучастии сверстников, ущут у них уважения и признания. Это тоже проявляется в большей степени в зависимости от возраста детей.
Таким образом, разработанная система мониторинга  позволяет своевременно выявлять проблемные элементы образовательного процесса и учитывать их при дальнейшем планировании, координировать деятельность всех субъектов образовательного процесса, совершенствовать технологию аналитической деятельности и механизма мониторинговых исследований

        Данные, полученные в результате проведения мониторинга, имеют большое значение для совершенствования образовательного процесса и являются важным стимулом для рефлексии и анализа работы педагогов в классе.

воспитатель Лабзенко И.В.

Категория: Воспитатели | Добавил: школа-интернат
Просмотров: 1893 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz