Среда, 08.05.2024, 18:45
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS


Сайт Арефьевой Татьяны Владимировны
 
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 103
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кабинет

Главная » Файлы » Воспитатели

Развитие коммуникативности как средство социализации
08.02.2012, 01:29
 
Социальное устройство детей с любыми отклонениями в развитии -серьезная проблема для современного общества. Их интеграция в нормальную среду - ведущее направление работы в области развития специальной психологии.  Гуманизация системы образования, в процессе которой формируются отношения, выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных ) условий для формирования личности каждого ребенка в субъект-субъектных диалогических связях. Приоритетным направлением психокоррекционной работы с детьми, имеющими недостатки умственного развития, становится развитие потенциальных возможностей познания другого человека в социальной ситуации. Под социальной ситуацией в данной работе подразумевается особая степень коррекционного поведения, которая напрямую зависит от уровня восприятия и _= понимания такесических знаков невербального общения человека детьми с интеллектуальной патологией. Само же употребление этих знаков и формирование отношений к ним зависит, во-первых, от ситуации общения, во-вторых, от социально-ролевого взаимодействия и, в-третьих, от степени адекватности восприятия и декодировки такой тонкой знаковой системы, как такесика. В данном случае мы старались сузить перцептивное поле и направить его на тактильно-кинестезическую систему, что, с одной стороны, облегчает процесс восприятия, но, с другой, усложняет оценочную деятельность. Социальная перцепция это тот фактор, при котором умственно отсталые должны на основании всего лишь такесических знаков не только дать оценку отношения к себе, но и суметь откорректировать собственное поведение и совершить то или иное действие.
Ситуацию межличностного взаимодействия, возникающую в процессе общения, можно рассматривать с разных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. В рамках нашей работы исследуется феномен социальной перцепции в сфере межличностного взаимодействия. Перцептивный характер общения - это, прежде всего, восприятие и понимание собеседника. Причем не только его самого, но и всех сопутствующих динамических компонентов, возникающих в процессе межличностного взаимодействия. Под . динамическим компонентом понимаем все частные проявления экспрессии, пара-
и экстралингвистики, тактильные и кинестезические знаки, которые и образуют целостный перцептивный образ человека.
Одновременно с развитием психической деятельности ребенка, формированием у него потребности в общении, познании происходит развитие процесса восприятия человека человеком. Развитие опыта восприятия межличностного взаимодействия целенаправленно воздействует на развитие социально-перцептивных способностей (А.А.Бодалев). В этом аспекте одним из наименее изученных является процесс декодировки тактильно-кинестезических знаков невербального поведения. Полагаем, что тактильные знаки несут большую информацию о взаимоотношениях и часто не только дополняют, но и заменяют слова.
Становление социальных эталонов в процессе развития спонтанно, непроизвольно (А.А.Бодалев, 1983; В.А.Лабунская, 1989 и др.), но может корректироваться в процессе специального обучения как здоровых людей (Л. А.Петровская; 1989, Е.В.Кузнецова, 1988 идр.), так и детей с отклонениями=в развитии (М.Г.Агавелян; 1998, Е.И.Разуван, 1989).
Идея исследования социально-перцептивных эталонов тактильно- кинестезических знаков умственно отсталых детей вызывает довольно противоречивые мнения. Однако возросший интерес к проблеме невербальной коммуникации в социальной психологии, развитие общей методологии коррекционно-развивающего обучения в специальной психологии являются предпосылками для рассмотрения данной проблемы. Социально-перцептивная способность - неотъемлемый компонент процесса познания окружающего мира. Ее роль огромна при установлении взаимопонимания между людьми, что в свою очередь оказывает влияние на оптимизацию совместной деятельности. Опознание собственных эмоциональных состояний ведется также с использованием процесса социальной перцепции.
Невербальное поведение в основном рассматривается в русле исследования процесса невербальной коммуникации (КН.Горелов, 1980; Х.К.Миккин, 1975 и др.) и восприятия и понимания отдельных аспектов невербального поведения (А.А.Бодалев, 1982; А.В.Шленская,1995 и др.). Изучение работ, посвященных невербальному поведению человека, позволило обнаружить, что особенности восприятия невербального поведения на уровне тактильно-кинестезической
системы отражения (В.А.Лабунская, 1989) фактически не исследованы даже у нормально развитых детей. Отсутствуют сведения о том, какие условия влияют на успешность опознания такесических подструктур.
Процесс опознания невербальных средств поведения детьми разного возраста формируется в процессе социального развития, а не является врожденным (Bugental Petal, 1970, H.Scholen, 1982). Это позволяет предположить, что органическое поражение головного мозга, влияющее на все стороны развития личности умственно отсталого ребенка, вызывает разного рода отклонения в восприятии, понимании и употреблении невербальных средств общения, тактильно-кинестезических в том числе.
Закон зависимости развития детей от социальных условий имеет место в развитии умственно отсталого ребенка (Л.С.Выготский). Преодоление трудностей в общении - первый шаг в компенсации. Нарушения в развитии личности наиболее удалены от основного дефекта и поэтому максимально успешно-преодолеваются при правильно организованной коррекционно-воспитательной работе. Несмотря на все эти теоретические постулаты, специфика проблемы общения в специальной психологии изучена сравнительно слабо (О.К.Агавелян, Д.И.Альраххаль, В.А.Вярянен, Л.И.Даргевичене, Е.Е.Дмитриева, Ж.И.Намазбаева, и др.).
Детальное рассмотрение особенностей межличностного восприятия и понимания такесики аномальным ребенком, качественные особенности этих процессов, своеобразие употребления данного вида выразительных движений видится нам актуальным в вопросе социализации детей с нарушениями интеллектуального развития.
Определенную роль в процессе восприятия другого человека играет и общая недостаточность развития этого процесса у детей с нарушениями интеллектуального развития. Осмысление процесса восприятия состоит в соотнесении предметов или явлений действительности с определенной категорией, эталоном, заложенном в сознании в прошлом опыте. Для умственно отсталых характерны трудности в установлении связей: замедленен темп восприятия объекта, затруднен процесс выделения главного, дети не понимают внутренней связи между частями. На фоне недостаточной активности этого
процесса, представления, эталонные образования не дифференцированы,   фрагментарны.
Эталон формируется под влиянием оценки собственного поведения, себя как субъекта общения и той системы взаимоотношений в группе, где происходит общение. Ситуация межличностного взаимодействия, самооценка у детей с недостатками умственного развития имеют специфические особенности.
Исследования межличностных отношений аномальных в свете решения
проблем социальной адаптации в обществе необходимы. Адекватное восприятие партнера по общению определяется:
1) состоянием отношений с этим человеком,
2) собственной самооценкой,
3) оценкой партнера,  
4) способностью к восприятию и пониманию речевых высказываний и неречевых сигналов,
5) умением воспользоваться сложившимися в сознании эталонами.
Одним из факторов, искажающих процесс социализации умственно отсталых, является малая доступность анализа и понимания информации в знаковой системе невербального поведения. Недостаточность анализа отражается на возможности адекватно воспринимать окружающих. Это в свою очередь препятствует последующей социальной адаптации.
Противоречие между низким уровнем усвоения умственно отсталыми детьми социальных форм поведения или даже их отсутствием и невозможностью существенно повысить его в традиционной системе обучения и воспитания порождает ряд проблем, связанных с усвоением учащимися коррекционных школ представлений о социальном мире, часто неадекватных и, в конечном счете, нарушающих процесс социализации умственно отсталых детей в современном обществе.
Поэтому встает вопрос о создании у детей положительного отношения к процессу общения и включении их в процесс коммуникации.
 Коррекционно-развивающая работа, формирующая структуру межличностного взаимодействия, способна оптимизировать процесс восприятия другого человека, сформировать адекватные эталонные образования. Адекватность восприятия и понимания невербального поведения, тактильно-кинестезических взаимодействий в частности, рассматривается нами как один из компонентов вопроса социальной адаптации учащихся вспомогательной школы.
 
 Коррекция личностной сферы и неадекватного поведения детей с интеллектуальной патологией в процессе межличностного взаимодействия является необходимым условием их социальной адаптации и условием интегративного включения в социальную среду, однако психолого-педагогическая технология этого процесса остается недостаточно разработанной в плане оптимизации  перцептивных  процессов, направленных на восприятие,   понимание и употребление  тактильно-кинестезических знаков невербального  общения умственно отсталыми детьми.

Лабзенко И.В.
Категория: Воспитатели | Добавил: школа-интернат
Просмотров: 1028 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz