«Социальная адаптация
- процесс приспособления человека
к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств»
Л.Н.
Боголюбов, доктор педагогических наук, профессор
Тема
становления подрастающего поколения всегда была актуальной.
Особенно важной становится она для воспитателей специальных коррекционных школ-интернатов, готовящих детей для самостоятельной
жизни.
Недостатки физического или психического
здоровья затрудняют процесс вхождения в
социум выпускников-сирот. Такое
нарушение психического развития как умственная отсталость снижает возможности
ребенка в приобретении им социального опыта и подготовке к самостоятельной
жизни. Практика обучения и воспитания
детей с интеллектуальными проблемами должна отвечать задаче формирования
необходимых в жизни личностных качеств, таких
как самостоятельность, готовность к самообеспечению на основе труда, проявления настойчивости, самодисциплины, а также
создание жизненной перспективы.
Цель
системы воспитания школы-интерната –
создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации
личности ребенка-сироты.
Основными задачами воспитательной работы исходя из поставленной цели, являются:
·
помощь в становлении
личности воспитанника;
·
создание условий для
проявления и обогащения интересов их способностей;
·
организация воспитывающей и
развивающейся деятельности;
·
организация и развитие
коллектива;
·
развитие ценностных
отношений воспитанников к окружающей действительности.
Основными направлениями воспитательной работы
школы-интерната являются:
- гражданско-патриотическое;
- эстетическое;
- трудовое;
- экономическое;
- физическое;
- социально-правовое;
- экологическое;
- санитарно-гигиеническое.
В
коррекционной школе - интернате для детей с
ограниченными возможностями здоровья приоритетным направлением является
подготовка учащихся к самостоятельной жизни. Особый строй жизни детей в
школе-интернате обусловливает усиление воспитательного влияния на детей бытового труда. Бытовой труд в интернате перерастает рамки
обычного бытового труда в семье и в некоторых отношениях приобретает качества
общественно-полезного труда. Например, застилая свою постель, наши дети, с
одной стороны занимаются самообслуживанием, а с другой – помогают навести
порядок в доме, а это уже общественно-полезный труд.
Не менее важной является работа
по профессиональной
ориентации подростков, что подразумевает
знакомство с разнообразием профессий, их особенностями, необходимостью.
С этой целью мной проводятся тематические
беседы, которые готовят воспитанников их
к выходу в трудовую жизнь. Вот
некоторые темы: «Я устраиваюсь на работу», «Современные
профессии», «Общество и деятельность
человека» и др. Детям
интересно знать, какие требования предъявляются к современному работнику,
качества профессионала, высокое мастерство, ответственность.
В
своей работе с детьми большое внимание уделяю обучению выпускников социальным
контактам. В этой сфере очень важными вопросами являются: Кто сможет тебе помочь? Что надо сделать
сначала? Как это сделать? и др. Для
этого проводятся беседы на разнообразные темы: «Я устраиваюсь на работу», «Что
делать, если в доме засорился кран?», «Как заполнить анкету», «Я приглашён на
день рождения» и др.
Подобные
ситуативные упражнения прививают детям
уверенность в себе, желание прийти на помощь друг другу. Проводятся беседы нравственного,
правового и экономического характера Вот
темы бесед: «Верный друг и любимый человек», «Брак, семья», и др.
Вся
эта работа проводится мною с учетом особенностей развития и умственно отсталого подростка
и в тесной взаимосвязи с социальным педагогом и психологом.
В школе-интернате на наших глазах происходит процесс
становления личности ребенка в целом,
т.к. в условиях круглосуточной
жизни интерната воспитатели большее время проводят с детьми, то этот процесс
идет при нашем непосредственном участии.
Наша задача - воспитывать черты доброжелательности, толерантности, уважения к
людям, желание помочь. Соблюдать
правила общежития, общения друг с другом, с девочкой, с
взрослым человеком, с незнакомым
человеком. Выполнять правила поведения в различных общественных местах.
Воспитывать культуру речи. Работа по предупреждению конфликтных ситуаций.
Для успешной реализации работы
по данному направлению в нашем интернате используются следующие формы:
— выездные события: экскурсии, поездки, путешествия
— работа в комнате СБО;
— специальные занятия, тренинги по развитию различных адаптационных
компетенций;
— передача детей в семью на время (гостевой режим);
— наставничество, шефство;
— профориентационные мероприятия, знакомящие детей с разными профессиями,
производствами, специалистами;
— деловые игры, тренинги, обеспечивающие получение детьми разностороннего
социального опыта;
— работы специальных кружков, мастерских, обеспечивающих развитие
адаптационно значимых компетенций;
— адаптация через творчество,
самореализацию;
Вашему вниманию я предлагаю мониторинг «Социально адаптивности
воспитанников 9 класса».
Таким образом, правильно организованная воспитательная работа может служить
средством успешной социальной адаптации выпускников школы-интерната. Педагоги должны стать для учеников
наставниками, старшими товарищами, доверенными лицами.
Воспитатель Соколова Ж.В.
|