Понедельник, 20.05.2024, 00:00
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS


Сайт Арефьевой Татьяны Владимировны
 
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 103
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кабинет

Главная » Файлы » Воспитатели

Социальная адаптация выпускников школы-интерната 8 вида
06.02.2012, 19:52

«Социальная адаптация  -  процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств»

Л.Н. Боголюбов, доктор педагогических наук, профессор

    Тема  становления подрастающего поколения всегда была актуальной.                                                     Особенно важной становится она для воспитателей специальных коррекционных  школ-интернатов,  готовящих детей для самостоятельной жизни. 

   Недостатки физического или психического здоровья  затрудняют процесс вхождения в социум выпускников-сирот.  Такое нарушение психического развития как умственная отсталость снижает возможности ребенка в приобретении им социального опыта и подготовке к самостоятельной жизни.  Практика обучения и воспитания детей с интеллектуальными проблемами должна отвечать задаче формирования необходимых в жизни  личностных качеств,  таких как самостоятельность, готовность к самообеспечению  на основе труда,  проявления настойчивости, самодисциплины,  а также  создание  жизненной перспективы.

     Цель системы воспитания школы-интерната – создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ребенка-сироты.

Основными задачами воспитательной работы  исходя из поставленной цели,  являются:

·        помощь в становлении личности воспитанника;

·        создание условий для проявления и обогащения интересов их способностей;

·        организация воспитывающей и развивающейся деятельности;

·        организация и развитие коллектива;

·        развитие ценностных отношений воспитанников к окружающей действительности.

 

Основными направлениями воспитательной работы школы-интерната являются:

- гражданско-патриотическое;

- эстетическое;

- трудовое;

- экономическое;

- физическое;

- социально-правовое;

- экологическое;

- санитарно-гигиеническое.

В коррекционной школе - интернате для детей с  ограниченными возможностями здоровья приоритетным направлением является подготовка учащихся к самостоятельной жизни. Особый строй жизни детей в школе-интернате обусловливает усиление воспитательного влияния на детей  бытового труда.   Бытовой труд в интернате перерастает рамки обычного бытового труда в семье и в некоторых отношениях приобретает качества общественно-полезного труда. Например, застилая свою постель, наши дети, с одной стороны занимаются самообслуживанием, а с другой – помогают навести порядок в доме, а это уже общественно-полезный труд.

     Не менее важной является работа по профессиональной ориентации  подростков, что подразумевает знакомство с разнообразием профессий, их особенностями, необходимостью.

    С этой целью мной проводятся тематические беседы, которые готовят  воспитанников их к выходу в трудовую жизнь.  Вот некоторые  темы:   «Я устраиваюсь на работу», «Современные профессии»,  «Общество и деятельность человека»    и  др. Детям интересно знать, какие требования предъявляются к современному работнику, качества профессионала, высокое мастерство, ответственность. 

В своей работе с детьми большое внимание уделяю обучению выпускников социальным контактам. В этой сфере очень важными вопросами являются:   Кто сможет тебе помочь? Что надо сделать сначала?  Как это сделать? и др. Для этого проводятся беседы на разнообразные темы: «Я устраиваюсь на работу», «Что делать, если в доме засорился кран?», «Как заполнить анкету», «Я приглашён на день рождения» и др.                                                         

Подобные ситуативные упражнения  прививают детям уверенность в себе, желание прийти на помощь друг другу.                            Проводятся беседы  нравственного, правового и экономического характера Вот темы бесед: «Верный друг и любимый человек», «Брак, семья», и др.

Вся эта  работа  проводится мною с учетом  особенностей развития и умственно отсталого подростка и в тесной взаимосвязи с социальным педагогом и психологом.                                                                            

    В школе-интернате  на наших глазах происходит процесс становления личности ребенка в целом,   т.к. в условиях  круглосуточной жизни интерната воспитатели большее время проводят с детьми, то этот процесс идет при нашем непосредственном участии. 

 Наша задача - воспитывать черты  доброжелательности, толерантности, уважения к людям, желание  помочь.  Соблюдать  правила  общежития, общения  друг с другом, с  девочкой, с  взрослым человеком,  с незнакомым человеком. Выполнять правила поведения в различных общественных местах. Воспитывать культуру речи. Работа по предупреждению конфликтных ситуаций.

  Для успешной реализации  работы  по данному направлению в нашем интернате используются следующие формы: 

 

— выездные события: экскурсии, поездки, путешествия

— работа в комнате СБО;

— специальные занятия, тренинги по развитию различных адаптационных компетенций;

— передача детей в семью на время (гостевой режим);

— наставничество, шефство;

— профориентационные мероприятия, знакомящие детей с разными профессиями, производствами, специалистами;

— деловые игры, тренинги, обеспечивающие получение детьми разностороннего социального опыта;

— работы специальных кружков, мастерских, обеспечивающих развитие адаптационно значимых компетенций;

 адаптация через творчество, самореализацию;

 Вашему вниманию я предлагаю мониторинг «Социально адаптивности воспитанников 9 класса».

 Таким образом, правильно организованная воспитательная работа может служить средством успешной социальной адаптации выпускников школы-интерната.  Педагоги должны стать для учеников наставниками, старшими товарищами, доверенными лицами. 

Воспитатель Соколова Ж.В.

Категория: Воспитатели | Добавил: школа-интернат
Просмотров: 6046 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.5/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz