Среда, 08.05.2024, 15:16
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS


Сайт Арефьевой Татьяны Владимировны
 
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 103
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический кабинет

Главная » Файлы » Учитель музыки, хореограф

Технология сотворчества, педагог дополнительного образования П.В. Широкова
15.01.2014, 00:44
"Технология сотворчества и ее применение на занятиях хореографии"

педагог дополнительного образования П.В. Широкова

В процессе разработки технологии сотворчества были выделены качественные характеристики результата совместной работы педагога и учащихся:
-взаимосвязь смыслового и художественного пространства;
-вариативность и художественное разнообразие пластических образов;
-позитивная направленность художественного образа.
Наиболее важным является результат воздействия совместной творческой работы, сотворчества педагога и учащихся, который проявляется в новом состоянии всех участников процесса (учащихся, педагога, зрителей).
Это новое состояние характеризуется как совокупность проявлений новых способностей
- способность быстрого включения в творческий процесс,
- способность самому начинать и заканчивать предложенное действие,
- способность творческого решения художественных задач и развитого чувства общей полифонической среды, её гармонии.
Прослеживается взаимосвязь роста педагогического мастерства при обращении преподавателя к процессу сотворчества с учащимися на занятиях хореографией.
Таким образом, в системе дополнительного образования роль хореографии заключается в том, что она тесно связана с процессом сотворчества педагога и ученика, возможностью педагога уделять данному предмету больше времени и поддерживать наиболее заинтересованных учеников, желающих помочь учителю в совместном творчестве.
Педагогические результаты опытно-экспериментальной работы уложены в определённую систему, в состав которой входят временные и пространственные параметры, образующие блоки, внутри которых выстраивается область взаимодействия педагога и учащихся, в своем развитом виде определяемая как сотворчество.
Этими составляющими являются три основных блока:
- коммуникативный блок;
- блок творческого взаимодействия;
- блок эмоционального взаимодействия.

Также выявлено, что сотворчество педагога и учащихся можно оценить на трёх уровнях взаимодействия:

1. Начальный уровень: стремление к совместной творческой деятельности.
2. Более продвинутый уровень: продуктивная совместная работа, объединенная общими целями и задачами.
3. Наиболее высокий уровень, когда сотворчество проявляется в условиях свободной художественной импровизации, при этом каждая индивидуальность наиболее полно раскрывается в творческом проявлении, подчиняясь общему эмоциональному настрою и творческому замыслу.
Определены возможности и пути самосовершенствования педагога в процессе занятий хореографией с детьми.
Главным является новое состояние педагога и ученика, что проявляется в совокупности новых способностей, таких, как:

- умение быстро включаться в творческий процесс;
- умение ребенка самому начинать и заканчивать предложенное действие;
-способность к творческому решению музыкально-образных задач;
- развитое чувство общей полифонической среды и её гармонии.


В процессе работы было выявлено, что процесс сотворчества имеет двоякую направленность, оказывающую действие на совершенствование личности не только учащихся, но и педагога.
Одним из наиболее эффективных видов сотворчества являются танцевальные импровизации и постановки. В импровизации перед учениками ставятся задачи, даётся направление творческого замысла, который заложен в музыкальном произведении. Для этого необходимо активное участие педагога. Например, педагог вместе с учащимися прослушивает музыкальное произведение, а затем находит поэтический или словесный аналог звучащей музыки, который впоследствии выльется в танец-импровизацию. Работа над танцевальной постановкой является самым эффективным способом сотворчества, так как там используются все инструменты создания совместного творческого произведения.

Педагогическая модель деятельности педагога в достижении сотворчества представляет собой структуру, сочетающую воспитательное и развивающее воздействие хореографии, направленное на формирование всех сфер личности ребёнка (духовной, эмоциональной, интеллектуальной и физической).

Выводы:
1. Практика показала наличие особого потенциала у сотворчества педагога и учащихся на занятиях хореографией в системе дополнительного образования, который выражается во взаимном духовном обогащении и гармоническом развитии всех участников процесса.

2. Непрерывный творческий процесс самосовершенствования педагога на занятиях обусловлен его двоякой направленностью на педагога и учащихся, а также отношением педагога к своей профессии как к искусству с его специфическими закономерностями и особенностями.

3. Эффективность процесса сотворчества педагога и учащихся обусловлена единством процесса саморазвития, его ориентацией на подходы педагогики сотрудничества, обращением к действенной природе ребенка и постоянно совершенствующейся личности педагога.

5. Сотворчество педагога и учащихся на занятиях хореографией с детьми с ограниченными возможностями способствует их успешной реабилитации, развитию музыкально-двигательной культуры и красоты движения, и, в конечном итоге, успешной адаптации в обществе.

Личный опыт использования технологии сотворчества.
На занятия хореографией с детьми младшего школьного возраста, технология сотворчества используется мной в заданиях на импровизацию.
Например:
- Произвольная импровизация. Детям предлагается прослушать музыку, придумать образ и продемонстрировать его в движении. В процессе обсуждения, в котором участвует вся группа, образ дополняется и исполняется вновь.
- Импровизация на заданный образ или тему. Дети самостоятельно или с моей помощью определяют характер музыки соответствующий придуманному образу. Также импровизация исполняется, обсуждается и дополняется.
- Составление танцевальных этюдов. Дети придумывают движения и с моей помощью составляют из них небольшой этюд. В таком уроке чаще всего задания выполняются в парах или малыми группами, что учит детей взаимодействовать друг с другом, развивает умение договариваться между собой, т.е. сотрудничать. Что и является целью сотворчества.
Одна из моих задач на занятиях хореографии с младшими школьникам не пропустить мимо внимания творческие порывы детей. Всегда найдется ребенок, который скажет « а давайте сделаем так…» или « а может вот так?..» Я поощряю таких детей (похвалой, вниманием, ставлю в пример), по возможности использую их идеи в своих постановках.

Технология сотворчества мною активно используется на занятиях современной хореографией. Детям предлагается самостоятельный подбор музыки. Мы вместе прослушиваем отобранные детьми композиции, они предлагают свои идеи о будущей постановке, обсуждаем стиль и образ. Далее на выбранную музыку детям предлагается потанцевать, почувствовать ее ритм и мелодию. Из наиболее удачных и органичных движений, используемых детьми, начинается постановка танца. Я помогаю детям составить цельную композицию, по необходимости предлагаю детям свои идеи.
Бывает так, дети проходят ко мне с еще не сформировавшейся идеей в виде образа. В таких случаях принцип действия такой: Подробно расспрашиваю об образе; выясняю предполагаемый стиль постановки, количество и пол исполнителей и т.д. К следующему занятию делаю музыкальную подборку, из которой предстоит совместный выбор композиции. Далее по схеме: Пробуем, выбираем, обсуждаем, составляем.
Иногда дети приходят ко мне уже с готовой идеей и подобранной музыкой, мне остается только помочь им реализовать их творческие замыслы.
На занятиях в форме сотворчества всегда доброжелательная обстановка. Дети чувствуют себя творцами. Я для них являюсь человеком, который всегда готов поддержать их начинания. Дети видят во мне соратника, что помогает мне установить с ними психологический контакт.
Все танцы, родившиеся в совместном творчестве, исполняются на школьных мероприятиях, концертах и конкурсах.
Категория: Учитель музыки, хореограф | Добавил: Сергеич
Просмотров: 1768 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz