Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Методический кабинет
Технология сотворчества, педагог дополнительного образования П.В. Широкова
| 15.01.2014, 00:44 |
"Технология сотворчества и ее применение на занятиях хореографии"
педагог дополнительного образования П.В. Широкова
В процессе разработки технологии сотворчества были выделены
качественные характеристики результата совместной работы педагога и
учащихся: -взаимосвязь смыслового и художественного пространства; -вариативность и художественное разнообразие пластических образов; -позитивная направленность художественного образа.
Наиболее важным является результат воздействия совместной творческой
работы, сотворчества педагога и учащихся, который проявляется в новом
состоянии всех участников процесса (учащихся, педагога, зрителей). Это новое состояние характеризуется как совокупность проявлений новых способностей - способность быстрого включения в творческий процесс, - способность самому начинать и заканчивать предложенное действие, - способность творческого решения художественных задач и развитого чувства общей полифонической среды, её гармонии.
Прослеживается взаимосвязь роста педагогического мастерства при
обращении преподавателя к процессу сотворчества с учащимися на занятиях
хореографией. Таким образом, в системе дополнительного образования
роль хореографии заключается в том, что она тесно связана с процессом
сотворчества педагога и ученика, возможностью педагога уделять данному
предмету больше времени и поддерживать наиболее заинтересованных
учеников, желающих помочь учителю в совместном творчестве.
Педагогические результаты опытно-экспериментальной работы уложены в
определённую систему, в состав которой входят временные и
пространственные параметры, образующие блоки, внутри которых
выстраивается область взаимодействия педагога и учащихся, в своем
развитом виде определяемая как сотворчество. Этими составляющими являются три основных блока: - коммуникативный блок; - блок творческого взаимодействия; - блок эмоционального взаимодействия.
Также выявлено, что сотворчество педагога и учащихся можно оценить на трёх уровнях взаимодействия:
1. Начальный уровень: стремление к совместной творческой деятельности. 2. Более продвинутый уровень: продуктивная совместная работа, объединенная общими целями и задачами.
3. Наиболее высокий уровень, когда сотворчество проявляется в условиях
свободной художественной импровизации, при этом каждая индивидуальность
наиболее полно раскрывается в творческом проявлении, подчиняясь общему
эмоциональному настрою и творческому замыслу. Определены возможности и пути самосовершенствования педагога в процессе занятий хореографией с детьми. Главным является новое состояние педагога и ученика, что проявляется в совокупности новых способностей, таких, как:
- умение быстро включаться в творческий процесс; - умение ребенка самому начинать и заканчивать предложенное действие; -способность к творческому решению музыкально-образных задач; - развитое чувство общей полифонической среды и её гармонии.
В процессе работы было выявлено, что процесс сотворчества имеет двоякую
направленность, оказывающую действие на совершенствование личности не
только учащихся, но и педагога. Одним из наиболее эффективных видов
сотворчества являются танцевальные импровизации и постановки. В
импровизации перед учениками ставятся задачи, даётся направление
творческого замысла, который заложен в музыкальном произведении. Для
этого необходимо активное участие педагога. Например, педагог вместе с
учащимися прослушивает музыкальное произведение, а затем находит
поэтический или словесный аналог звучащей музыки, который впоследствии
выльется в танец-импровизацию. Работа над танцевальной постановкой
является самым эффективным способом сотворчества, так как там
используются все инструменты создания совместного творческого
произведения.
Педагогическая модель деятельности педагога в
достижении сотворчества представляет собой структуру, сочетающую
воспитательное и развивающее воздействие хореографии, направленное на
формирование всех сфер личности ребёнка (духовной, эмоциональной,
интеллектуальной и физической).
Выводы: 1. Практика
показала наличие особого потенциала у сотворчества педагога и учащихся
на занятиях хореографией в системе дополнительного образования, который
выражается во взаимном духовном обогащении и гармоническом развитии всех
участников процесса.
2. Непрерывный творческий процесс
самосовершенствования педагога на занятиях обусловлен его двоякой
направленностью на педагога и учащихся, а также отношением педагога к
своей профессии как к искусству с его специфическими закономерностями и
особенностями.
3. Эффективность процесса сотворчества педагога и
учащихся обусловлена единством процесса саморазвития, его ориентацией
на подходы педагогики сотрудничества, обращением к действенной природе
ребенка и постоянно совершенствующейся личности педагога.
5.
Сотворчество педагога и учащихся на занятиях хореографией с детьми с
ограниченными возможностями способствует их успешной реабилитации,
развитию музыкально-двигательной культуры и красоты движения, и, в
конечном итоге, успешной адаптации в обществе.
Личный опыт использования технологии сотворчества.
На занятия хореографией с детьми младшего школьного возраста,
технология сотворчества используется мной в заданиях на импровизацию. Например:
- Произвольная импровизация. Детям предлагается прослушать музыку,
придумать образ и продемонстрировать его в движении. В процессе
обсуждения, в котором участвует вся группа, образ дополняется и
исполняется вновь. - Импровизация на заданный образ или тему. Дети
самостоятельно или с моей помощью определяют характер музыки
соответствующий придуманному образу. Также импровизация исполняется,
обсуждается и дополняется. - Составление танцевальных этюдов. Дети
придумывают движения и с моей помощью составляют из них небольшой этюд. В
таком уроке чаще всего задания выполняются в парах или малыми группами,
что учит детей взаимодействовать друг с другом, развивает умение
договариваться между собой, т.е. сотрудничать. Что и является целью
сотворчества. Одна из моих задач на занятиях хореографии с младшими
школьникам не пропустить мимо внимания творческие порывы детей. Всегда
найдется ребенок, который скажет « а давайте сделаем так…» или « а может
вот так?..» Я поощряю таких детей (похвалой, вниманием, ставлю в
пример), по возможности использую их идеи в своих постановках.
Технология сотворчества мною активно используется на занятиях
современной хореографией. Детям предлагается самостоятельный подбор
музыки. Мы вместе прослушиваем отобранные детьми композиции, они
предлагают свои идеи о будущей постановке, обсуждаем стиль и образ.
Далее на выбранную музыку детям предлагается потанцевать, почувствовать
ее ритм и мелодию. Из наиболее удачных и органичных движений,
используемых детьми, начинается постановка танца. Я помогаю детям
составить цельную композицию, по необходимости предлагаю детям свои
идеи. Бывает так, дети проходят ко мне с еще не сформировавшейся
идеей в виде образа. В таких случаях принцип действия такой: Подробно
расспрашиваю об образе; выясняю предполагаемый стиль постановки,
количество и пол исполнителей и т.д. К следующему занятию делаю
музыкальную подборку, из которой предстоит совместный выбор композиции.
Далее по схеме: Пробуем, выбираем, обсуждаем, составляем. Иногда
дети приходят ко мне уже с готовой идеей и подобранной музыкой, мне
остается только помочь им реализовать их творческие замыслы. На
занятиях в форме сотворчества всегда доброжелательная обстановка. Дети
чувствуют себя творцами. Я для них являюсь человеком, который всегда
готов поддержать их начинания. Дети видят во мне соратника, что помогает
мне установить с ними психологический контакт. Все танцы, родившиеся в совместном творчестве, исполняются на школьных мероприятиях, концертах и конкурсах. |
Категория: Учитель музыки, хореограф | Добавил: Сергеич
|
Просмотров: 1768 | Загрузок: 0
|
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|